Достопримечательности Нового Афона фото с описанием
Содержание
- 1. Скульптура "Золотое руно"
- 2. Скульптура "Русалка"
- 3. Скульптура "Орел терзающий змею"
- 4. Новоафонский монастырь
- 5. Тропа грешников
- 6. Приморский парк в Новом Афоне
- 7. Новоафонский водопад
- 8. Железнодорожная станция Псырцха
- 9. Храм Симона Кананита
- 10. Покровская церковь
- 11. Псырцхинский заповедник
- 12. Сад камней
- 13. Грот Симона Кананита
- 14. Иверская гора
- 15. Анакопийская крепость
- 16. Восстание абхазов
- 17. Неиссякаемый колодец
- 18. Часовня Иверской Богоматери
- 19. Новоафонская пещера
- 20. Экскурсионный маршрут включает залы:
- 21. История открытия Новоафонской пещеры в Абхазии
- 22. Музей Абхазского царства
- 23. Драндский собор
- 24. Псырцхинская или генуэзская башня
- 25. Мемориальный музей Боевой славы
- 26. Ущелье "Три котла"
- 27. Дача Сталина "Ласточкино гнездо"в Новом Афоне
- 28. Набережная Нового Афона
1. Скульптура "Золотое руно"
Скульптура "Золотое руно" расположена возле главного входа в Новоафонскую пещеру чуть позднее 1975 года. Она изготовлена и установлена согласно мифу о Золотом руне. "Золотое Руно" символизирует собой путешествие брата и сестры к берегам Азии. Примечательно, что в мифе, существует двоякое толкование значения барана - в первом варианте, они путешествуют на золотом баране, который впоследствии будет принесен в жертву.
Именно это жертвоприношение стало символом благоденствия и богатства. Также есть версия, что брат и сестра путешествовали на обычном баране, а после жертвоприношения, его шкура стала инструментом для добычи золота в реке, став символом достатка и благополучия. По преданию, каждый, кто дотронется до скульптуры, непременно будет богатым и удачливым, именно этим, отчасти объясняется такой высокий поток туристов к достопримечательности.
2. Скульптура "Русалка"
Скульптура "Русалка" - необычная достопримечательность Нового Афона. Примечательно, что далеко не каждый желающий может увидеть скульптуру со смотровой площадки. По легенде, "Русалка" показывается только тем, кто удачлив и добр сердцем, от остальных же она скрывается за Новоафонским водопадом.
В некоторой степени, скульптура "Русалка" стала своеобразным индикатором удачливости – очень редко можно увидеть скульптуру полностью, а тем более, запечатлеть на фотографии. Считается большой удачей поймать столь редкий кадр в объектив. Скульптура изображена в виде русалки с грустным лицом, которая обнимает себя обеими руками, как бы прячась от холодной воды. В то же время, взгляд ее печален и направлен далеко вглубь, будто она ждет чего-то или кого-то очень давно и безуспешно.
3. Скульптура "Орел терзающий змею"
Скульптура "Орёл, терзающий змею" - расположена в Приморском парке у трех платанов, в непосредственной близости от небольшого пруда, который славится черными лебедями. Скульптура представляет собой каменного орла, жадно глядящего на змею, которую он зажал в своих мощных лапах и не намерен отпускать. Крылья орла распахнуты во всю полноту, на полтора метра, именно от этого, скульптура выглядит просто завораживающе и впечатляюще.
Орёл установлен на огромном каменном монолите неправильной формы. Скульптура символизирует собой не только защиту от врагов и непобедимость абхазского народа в целом, но и подчеркивает величественность и долговечность культурного наследия Нового Афона, уважение к независимости и бесстрашию, полученному от предков еще в давние времена.
4. Новоафонский монастырь
У подножья Афонской горы находится один из крупнейших религиозных православных центров на Кавказе, место паломничества - Новоафонский монастырь. Стены монастыря повидали многое - жестокие войны и благодатный мир, мимо незаметно проплывали века. Монастырь окружает атмосфера святости и старины. Новоафонский монастырь, построенный греческими монахами, по сей день поражает масштабом и красотой. Эта христианская святыня открыта для посещения туристов. Новоафонский монастырь основали монахи русского монастыря Святого Пантейлемона, при участии российского императора Александра третьего в 1875 году. История монастыря начинается с Греции, со Старого Афона. В 11 веке там был построен русский монастырь святого Пантейлемона, известный как Россикон. В 1874 над монастырем нависла угроза закрытия, и монахи обратились к императору России Александу III с просьбой выделить им участок на берегу Черного моря, рядом с храмом Симона Кананита.
Место, которое получили монахи, было у подножья горы, не имеющее удобных подъездных путей. Монахи приложили колоссальные усилия. Перед строительством пришлось срезать часть горы, расчистить местность и вывезти больше количество камня и земли. Несмотря на все трудности, место монахами было выбрано неслучайно. По древним приданиям здесь располагалось селение Псцырха и проповедовали в этих краях апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Андрей Первозванный отправился в Киев, а Симон Кананит остался, поселившись в каменной пещере недалеко от Псцирхи. В последствии, в честь Симона Кананита назовут монастырь, поселение рядом - Новым Афоном, а гору, на которой расположен монастырь - Афонской. В 1878 году был возведен первый храм и освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Во время русско-турецкой войны храм был разграблен. В 1880 году строительные работы возобновились, и через 20 лет монастырь был открыт. Активное участие в возвращении святыни народу принимал Александр III. Он оказывал финансовую помощь и подарил куранты, которые были повешены на колокольню. Также монахи восстановили полуразрушенный храм Симона Кананита. Перед революцией монастырь превратился в один из главных духовных центров Кавказа. В монастыре проживали около 700 человек. Рядом с храмом Симона Кананита монахи построили одну из первых ГЭС. При монастыре открылись 2 школы для мальчиков, 2 больницы, книжные лавки, аптека, мастерская, конный завод и большое огородное хозяйство.
Благодаря монахам появились знаменитые абхазские мандарины, их монахи привезли из Греции. В 1924 году монастырь прировняли к контрреволюционной организации и закрыли. На территории монастыря располагались склады, затем турбаза и историко-краеведческий музей. Дом игумена был разрушен, а на его месте построена дача Сталина. В 1992 году в монастыре размещался военный госпиталь. В 1994 году, спустя 70 лет, монастырь возвратили верующим. 15 мая 2011 года Новоафонский монастырь был передан Абхазской православной церкви. Новоафонский монастырь построен в неовизантийском стиле. Корпуса монастыря образуют четырехугольник, в центре которого расположен Пантейлемоновский собор. Это крупное пятикупольное сооружение, наивысшая точка которого составляет 40 м. Внутри Новоафонский монастырь расписан фресками палехских мастеров и московскими художниками, под руководством великого петербургского зодчего Н.Н.Никонова.
Трапезная монастыря, расположенная под огромной колокольней, украшена фресками авторства художников, братьев Оловянниковых. Сам комплекс Новоафонского монастыря состоит из нескольких храмов. Первое - Вознесения Господня относится к надвратным постройкам. Второй сооружён в честь памяти первого апостола призванного Иисусом. Кроме того монастырь содержат храмы афонских мудрецов, мученика Иерона и церкви, в которой хранится икона под названием "Избавительница". Сохранилась мощеная камнем тропа, по бокам которой стоят кипарисы. По этой дороге, идущей от морского причала к монастырю, шли паломники. Эту дорогу называют "Царской аллеей", по ней поднимался Александр III вместе со своей семьёй в день освещения монастыря. Ещё эту дорогу называют "Тропой грешников". На месте встречи настоятеля и Александра III построена часовня, которая тоже сохранилась.
5. Тропа грешников
Рядом с Новоафонским монастырем расположена историческая достопримечательность Нового Афона - "Тропа грешников" или Царская аллея. Тропу построили монахи в 1890 году, она соединяет Новоафонский монастырь и Покровскую церковь. Протяжённость тропы 600 метров, она выложена из камня и устроена ярусами. В конце XIX века в Новый Афон прибыл с визитом Александр III с супругой Марией Фёдоровной и сыном (будущим Николаем II). Император совершил прогулку по каменной тропе по святым местам и в честь этого знаменательного события вдоль тропы от храма к монастырю монахи высадили кипарисы.
С тех пор "тропу грешников" также называют Царской аллеей. У тропы грешников есть придание, которое гласит, что любой человек, преодалеющий путь от Покровской Церкви до Симоно-Кананитского монастыря на коленях, будет очищен от всех грехов. Учитывая, что тропа идёт вверх ярусами, сделать это не так-то просто. Сегодня можно встретить верящих в предание людей, которые в точности выполняют условия отпущения грехов в соответствии с приданием.
6. Приморский парк в Новом Афоне
Вдоль "Тропы грешников" расположен Приморский парк с кипарисовой аллеей. В парке монахи первыми стали выращивать оливки и цитрусовые культуры: лимоны, апельсины, мандарины, которые впоследствии распространились по всему побережью. В парке монахи выкопали 7 прудов глубиной до 2 метров, выложив дно каменными плитами. Водоёмы использовались для промысловых нужд, в них монахи разводили рыбу.
В конце XIX века в Новый Афон с визитом приехала царская семья, и это место было официально объявлено Приморским парком. Сейчас украшением парка являются живущие в прудах чёрные и белые лебеди. Ландшафтный дизайн парка состоит из пальмовых деревьев и клумб. В тени деревьев расположены скамейки для отдыха. Символом парка является скульптура "Орел терзающий змею", которая расположена у трёх больших платанов.
7. Новоафонский водопад
В Новом Афоне рядом с храмом святого апостола Симона Кананита находится великолепной красоты водопад. Помимо внушительных размеров, водопад имеет правильную форму. Жемчужные струи воды ровным потоком с грохотом падают вниз с 8 метровой высоты, ширина водопада более 21 м. Новоафонский водопад был создан в конце XIX века греческими монахами, решившими построить здесь новый скит. Монахи возвели Симоно-Кананитский монастырь и принялись обустраиваться на горе Афон. Монахи были не только глубоко верующими людьми, но и образованными, владеющими ремеслами и инженерными знаниями. Местность рядом с монастырём представляла с собой болото, покрытое зарослями. Монахи взялись облагораживать и благоустраивать территорию. На склонах горы Афон они разбили сады и плантации. Для нужд монастыря была необходима вода, и монахи перегородили близлежащую реку, так образовалось озеро Псырцха. Высокая плотина образовала Новоафонский водопад.
Здесь же была создана первая в Российской империи Псцырхая гидроэлектростанция. Красивейший водопад не только радовал глаз, но и стал отличным решением для хозяйственных нужд. За его бурлящим потоком монахи соорудили холодильники и кладовые, в которых продукты хранились гораздо дольше, несмотря на жару. От водопада были проложены направляющие потоки воды к мастерским, прачечной и лесопилке. Заболоченные места монахи превратили в красивый сад. От водопада к Симоно-Канонитскому монастырю была проложена красивая аллея, по которой любил гулять Александр III. С начала 20 века гидроэлектростанция обеспечивала монастырь и прилегающие районы электричеством. Сейчас на здании гидроэлектростанции рядом с Новоафонским водопадом красуется серп и молот, но никакого отношения эта символика к появлению водопада не имеет. В годы Советского Союза Новоафонский монастырь и гидроэлектростанцию разграбили и забросили. В 2012 году ГЭС восстановили и сейчас она полноценно функционирует. Водопад является достопримечательностью Нового Афона.
8. Железнодорожная станция Псырцха
Железнодорожная станция Псырцха - остановочный пункт, был открыт в 1944 году и носил название Дача. В 1951 году платформа получила грузинское название — Агараки. В 1967 году станция была переименована по имени протекавшей здесь реки — Псырцха. В 1952—1954 годах железнодорожная платформа приобрела современный вид с круглым остановочным павильоном, который в силу ограниченности пространства живописно врезается в русло реки.
Автор проекта — архитектор Георгий Лежава. Павильон характеризуется хорошей прорисовкой, его удачные формы сливаются с окружением. Внутри станция украшена лепниной, высокие своды в резных узорах. Обрамляют вокзальный павильон стройные колонны, дополняет дизайн мраморный пол, украшенный терракотовой звездой.
9. Храм Симона Кананита
Храм Симона Кананита относится к периоду раннего средневековья. Он был построен в IX-X вв. Сейчас он действующий и относится к Абхазской школе зодчества. По древнему преданию, в середине I столетия апостол Симон Кананит разместился в этом гроте, чтобы проповедовать людям христианство. Однако вскоре за это его жестоко убили. Здесь и был возведен храм.
Келья много раз подвергалась разрушениям, пока в 1875 году не отошла под Новоафонский монастырь. В ходе реставрации строение потерпело ряд изменений: изменилась форма потолка, высота стен. В настоящее время на стенах обители сохранились две старинные надписи, датируемые IX-X вв. Одна из надписей расположена на южной стороне храма, другая – на восточной.
10. Покровская церковь
Первым храмом Новоафонской обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года: "Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней.
В этом храме Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма - особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви. От Покровской церкви к Новоафонскому монастырю ведет тропа Грешников, выложенная камнями и обсаженная кипарисами, ее засадили кипарисами после визита Александра III, а недавно заново выложили камнями.
11. Псырцхинский заповедник
Псырцхинский заповедник – не только одно из самых красивых мест Абхазии, но и святое место для христиан. Согласно преданию, именно здесь в пещере жил и молился апостол Симон Кананит. Маршрут по заповеднику пролегает по древней исторической тропе протяженностью 1 км. На его территории растут реликтовые растения и деревья: самшит, тис и другие.
По пути к келье расположена плотина, которой уже больше ста лет. Здесь можно увидить одну из христианских святынь – наскальный след апостола. По легенде, местные жители не верили Симону Кананиту, что он является учеником Христа, и в доказательство он оставил след на огромном камне.
12. Сад камней
Сад камней - это уникальное место со своей загадочной историей. Садом камней принято считать каменную тропинку от станции Псырцха до входа в грот Симона Кананита. Сад — выдумка и загадка природы. До сих пор ученые не могут определить, как он появился.
Камни имеют разные оттенки, начиная с белого, заканчивая красным. По преданию, красный цвет камня – это кровь казненного Симона Кананита.
13. Грот Симона Кананита
На территории Псырцхинского заповедника находится лобное место, где согласно преданию, был убит святой апостол. Рядом на дне реки можно увидеть камни с красными следами, которые паломники считают священными. По преданию монахов, это несмываемая кровь Симона Кананита. Вся вода в реке Псырцха считается святой, поэтому верующие летом совершают здесь омовения, а также набирают воду в целебном источнике.
Конечным пунктом тропы является келья–грот Симона Кананита. В течение двух лет кельей апостолу служил грот, в который он спускался по верёвке через узкое отверстие. После гибели святого монахи прорубили вход в грот и построили известняковую лестницу с крутыми ступенями. Стены пещеры украшены мозаичными иконами и лампадками, посередине находится большой камень, который использовался апостолом для принятия пищи. На одном из валунов возле грота можно увидеть отпечаток ноги Симона Кананита.
14. Иверская гора
Одна из главных местных достопримечательностей — Апсарская гора, которую в честь Божьей Матери называют также Иверской. Гора являлась частью древнего государства Иверия — первого удела Богородицы на земле.
Греки именовали гору Трахеей. Она возвышается над уровнем моря на 344 метра. На её вершине оборудована смотровая площадка, а также сохранились руины старинного городского укрепления — Анакопийской крепости.
15. Анакопийская крепость
Анакопийская крепость находится в Новом Афоне и расположена на одноименной горе, на высоте 345 м над уровнем моря. Это древнее укрепление считается наиболее полно сохранившимся в Абхазии и как полагается настоящему фортификационному сооружению имеет очень крепкие и толстые стены. При строительстве крепости было продумано всё до мелочей. Проникнуть в крепость было невозможно. Это крупное сооружение познало и пышный расцвет и упадок. В пятом, шестом тысячелетии до нашей эры, на склоне Анакопийской горы появилось древнейшее поселение. Каменные орудия и керамика того времени, неоспоримые тому свидетели. В истории Анакопийской крепости, то время значится как - новокаменный век. В единичных раскопках, проведённых в пределах Анакопийской крепости, найдены грубые керамические изделия, их можно приурочить к бронзовому веку. В IV—II вв. до н.э. на склонах Анакопийской горы уже проживало поселение городского типа. Торговые отношения поселение имело с центрами Малой Азии, а также древней Грецией. Подтверждение этому, служат обнаруженные в слое городища, черепки керамики — амфор и чернолаковой посуды, завозимой сюда.
В первых веках н.э. Западное Закавказье было под властью Римской империи. В третьем, четвёртом веках вторгаться в Абхазию начинают северо-кавказские горцы, кочующие племена готов и гуннов. Присутствующие здесь силы римлян, используются для порабощения местного населения, либо для защиты периферийных владений Восточноримской (Византийской) империи. В ее же интересах абазги и лазы обязаны были охранять перевальные проходы с севера. Это вполне соответствовало и интересам местного населения. В интересах безапасности абазги, лазы охраняли перевальные проходы с северной стороны. Для организации такой обороны необходимы были крепости и сооружения военно-стратегического назначения. На рубеже античности и раннего средневековья, сооружается ряд мощных укреплений, среди них и Анакопийская крепость.
Ее возвели римляне и абазги в IV — V вв. в интересах византийцев, при их непосредственной поддержке, когда царство Абазгия, Лазское царство и Апсилия, находились в подчинении. "Анакопия" переводится с абхазского языка, как "изрезанная", "выступ", "иссеченный". На греческий лад, её называли — Трахея, что в переводе означает "суровокремнистая". Ее возвели на горе с идеальным обзором окрестностей на все 360 градусов. Для врагов эта местность казалась суровой и не приступной. В те времена Анакопиия - значительное, мощьное укрепление абазгов на берегу Эвксинского Понта (так называли тогда Черное море, которое гласило как "Гостеприимное"). Абазгам постоянно удавалось отбивать нападение врагов. Преодолеть неприступность Анакопии было делом трудным и не неудивительно. Всего один проход был в Анакопию, мощно защищённую страну абазгов. Да и по этому проходу нельзя было идти по двое в ряд. Нужно было идти туда друг за другом, пешим.
Над узенькой тропкой нависала отвесная скала, идущая от лагеря до моря. Анакопийская крепость была построена в виде кольца, состоящего из громадных известняковых глыб. Она имела две оборонительные линии (основные), а также линию обороны внешнюю. Общая площадь комплекса сооружений составляла более семидесяти тысяч квадратных метров. Два нижних этажа сооружения относят к VII веку, а верхние надстройки появились гораздо позднее - в XI-XII веках. Анакопийская крепость имела единственные ворота с южной стороны цитадели, которые были защищены круглой башней. Их построили из трех известняковых плит, и они располагались довольно высоко над землей. Чтобы попасть в крепость, надо было воспользоваться приставной деревянной лестницей. Для охраны входа была построена Воротная башня круглой формы. Ее расположение позволяло вести обстрел противника под углом почти в триста градусов.
На втором этаже этой башни сохранился арочный вход и пять бойниц, расположенных в нишах. Основную оборонительную функцию несла Римская башня, с последних этажей которой прекрасно обозревались сухопутные и морские окрестности. Анакопийская крепость, высота которой составляла более пяти метров, а толщина стен превышала метр, отпугивала многих желающих захватить эти земли. Могущество Анакопии постепенно росло: в IV веке она считалась самым крупным городом в юго-восточной части Абазгии. Это был крупнейший торговый пункт. Через эти места проходил Шелковый путь в Китай и Индию, а любой город на его пути – это лакомый кусочек, который впоследствии приносил неплохой доход его владельцам.
16. Восстание абхазов
Начиная с V века, между Византийской империей и Сасанидским Ираном шло соперничество за политическое и экономическое господство. Овладение торговыми путями в Китай и Индию, стран Азии, бассейнов Средиземного и Черного морей. В международной политике того времени значительная роль была отведена Закавказью. В VI веке это Соперничество привело к длительной, войне за Колхиду, которая была квовопролитной. В военных событиях того периода участие принимало и местное абхазское и картвельское население, боровшееся против завоевателей за свою свободу. Значительным по величине событаем стало антивизантийское выступление абазгов. В VI веке, Абазгия состояла из двух областей и была вассально зависимой страной от Византии. Во главе каждой области был свой правитель. Такое деление страны устраивало византийцев. Для утверждения соперничества с Ираном, император Юстиниан делал попытки подчинить Абазгию. Византийская экспансия в Абазгии стала угрожающей, несмотря на то, что на первоначальном этапе императорский двор вёл лояльную политику в отношении Абазгии. С продолжением в 542 году войны в Колхиде, византийцев с персами, Юстиниан отправил в Абазгию войска, которые разсредоточились в нескольких пунктах приморья. Это стало началом порабощения коренного населения и вызвало большое недовольство. Коренное население под предводительством царя Опсита, имевшего резиденцию в Трахее, поднялось на борьбу против поработителей. Восстание произошло в 550 году н. э. однако поработители не были выгнаны из страны. Царь восточной части Абазгии Опсит, собрал абазгов и начал готовиться к отражению нападения византийцев.
Союзниками взять решили иранцев. Чтобы установить союзные отношения туда была послана делегация. Ее возглавил правитель Абазгии — Скепарно. Абазгия представляла собой маленькую страну, но византийцы считали серьезным делом её покорение, не смотря на то, что им была известна неприступность Трахеи и свободолюбие коренного населения. Знали они и о сложности ведения боевых действий в условиях гористого рельефа страны. Результатом стало жесточайшее сражение у стен Анакопийской крепости. В результате крепость была взята. Исход сражения предрешили: преимущество завоевателей в численности, хорошая их вооруженность и тактика, которая позволила окружить абазгов. Крепость же, хотя и была достаточно укрепленной, обладала рядом уязвимостей. Последствия Трахейских событий были катастрофичными для абазгов. Абазги потерпели поражение, и не осуществилась их заветная мечта — о своей независимости. Большая часть людей Трахеи, женщины, старики и дети, сгорели в своих домах. Оставшихся в живых поработители, пленили и наказали очень сурово. Многие были проданы в рабство. Основное укрепление абазгов, получило серьезные разрушения. Страшному разорению и грабежу было подвергнуто всё вокруг. Царь юго-восточной Абазгии, военачальник, предводитель антивизантийской войны — Опсит с остатками воинов эмигрировал к своим союзникам, северо- кавказским гуннам. Правитель поддерживал с гуннами давние связи.
Византийцы же упразднили власть правителей Абазгии и подчинили её Восточноримской империи. Со II половины VII в. происходит процесс возрождения абазгов. Абхазские племена создают Абхазское княжество, которое лишь вассально зависит от Византии. Некоторые исследователи считают, что в конце 7 века цари Абазгии становятся практически самостоятельными. В условиях Абхазского княжества 7 века и были возведены стены Анакопийской башни и вторая очередь Анакопийского комплекса. В 7 веке при непосредственном участии византийцев встревоженных вторжением арабов, была построена вторая линия стен. С южной стороны, где склон горы пологий и доступный для проникновения врага, стену укрепили 7-ю башнями. Для возведения башен использовались кирпич и белый камень. Башни южной стены расположены каждые тридцать-шестьдесят метров, и выступают слегка вперед из стен. 2-я линия обороны располагается ниже цитадели и состоит из южной, западной и восточной стен. В VII и половине VIII веках, крепость Анакопия служила центром и крупным опорным пунктом Абазгского княжества. Арабы, вошли на политическую арену в 30-х годах седьмого века, воспользовавшись ослаблением Византии и Ирана. Они за короткое время захватили нескольео стран и народов Ближнего Востока. Византия терпит поражение за поражением. В Закавказье ничто не могло противостоять арабам. Огнем и мечом прошел по древнему Кавказу наместник Халифа Мурван ибн Мухаммед. Армяне прозвали его разорителем, грузины глухим к страданиям народа. Опустошив Армению и Албанию, Южную и Западную Грузию, Мурлан направился в Абхазию. Преодолев Килосурскую стену, арабский полководец разрушил город Себастополис и встал лагерем перед Анакопийской твердыней, где на тот момент у абхазского князя Леона укрылись грузинские цари Мир и Арчил. В 736 - 737 годах произошло Анакопийское сражение. Несметному арабскому 60-тысячному полчищу, во главе с Мурван-ибн-Мухаммедом противостояло всего 1000 грузинских и 2000 абхазских воинов. Несмотря на явное преимущество арабов, абазги, осажденные в крепости, сохраняли боевой настрой.
Все попытки арабов штурмовать крепость оказались безуспешными. Решено было брать крепость измором. Шесть месяцев абазги, терпя голод и лишения, отбивали атаки неприятеля. А перед решающей битвой случилось чудо. Летописи гласят: "В ночь перед сражением осажденные в крепости преклонили колени перед иконой Анакопийской Богородицы и молились о спасении. И услышаны были". В лагере неприятеля распространилась кровяная халера, от которой погибло 35000 человек. А наутро был дан бой. От меча абазгов погибло еще 3000 арабов. Оставшееся войско стало спешно отходить по своим же следам. Запланированный Марваном поход в тыл Византии через Абхазию в обход Чёрного моря провалился. В 788 году арабский полководец Сулейман ибн Исам неудачно пытался осадить крепость с западной части Анакопии, в итоги, так и не пошел на нее. В VII в. и до последней четверти VIII в. Анакопия с крепостью являлась не только столицей Абазгского княжества, но была одним из значительных экономических, административных и культурных мест всего Западного Кавказа. В VII—VIII вв. происходит интенсивный процесс консолидации абхазских племен-народностей. Абазгское княжество постепенно расширяет свои границы, усиливается в экономическом и политическом отношениях. В начальный период укрепления Абхазского царства Анакопия была его столицей. Затем таким стал город Кутаис. Анакопия продолжала оставаться крупным центром и портом в Абхазском царстве. Территория Анакопии разрасталась.
Она застраивалась всё новыми жилыми домами и общественными зданиями. В 786 году Архонт, абхазский князь Леон II выходит из протектората Византии и объявляет себя царём. В 778 г. в результате династического брака с пресёкшейся династией Лазского царства (ветвь Сасанидов) абхазские Аносиды освободили от арабов Лазику, то есть всю Западную Грузию вплоть до Лихского хребта и правят крупнейшим христианским государством региона более 200 лет. В VIII–IX веках на склоне Анакопийской горы, как и в прибрежной части города, распологались многочисленные жилые постройки. Так, в раскопанных террасах на территории крепости обнаружено множество обломков строительного материала, черепица, кирпич, тесаные камни, куски штукатурки из известкового раствора с мелким песком. В этом же слое были обнаружены известняковые колотые камни, морской гравий. По этим материалам делают вывод, что некоторые башни крепости были значительно разрушены, а потом вновь выстроены.
Анакопийская крепость имела собственный храм, который располагался на вершине Анакопийской горы. Храм был возведен в VI-VII веках во имя Пресвятой Богородицы. Из летописей XI века, которые описывают битву с арабами у стен Анакопии в тридцатых годах VIII века, следует, что Анакопийская икона Пресвятой Богородицы обладала чудодейственной силой, которая защищала жителей крепости. Есть предположение, что на склоне рядом с северной стеной горы существовал еще один храм, но он не сохранился. В XI веке храм перестроили и освятили его во имя святого великомученика Феодора Тирона. Это подтверждает эпиграфический памятник, обнаруженный в крепости. Ученые и специалисты сходятся во мнении, что храм много раз перестраивался. Последние изменения в храме проводили монахи Новоафонского монастыря в начале XX века. Они расчистили завалы южного придела собора, а так же смежного помещения (с восточной стороны). Внутри храма была построена маленькая часовня. Кроме того, небольшие изменения коснулись и планировки прилегающей территории. Некоторые участки стен были достроены. Фасад этого раннехристианского сооружения украшала всего одна плита, на которой были изображены три креста. Она располагалась под аркой.
Три креста символизировали Великую Троицу. Некоторые исследователи считают, что это символы Христа, Иоанна Крестителя и Богоматери. В 1027 году после смерти грузинского царя Георгия 1 в анакопии поселилась его вторая жена осетинская царевна Алда со своим сыном Дмитрием, сводным братом царя Баграта 4. В 1032 году оппозиционная царю феодальная группировка попыталась свергнуть Баграта, а на его место воцарить Дмитрия. После провала заговора Дмитрий бежал в Константинополь, а Анакопию сдал византийцам. В 1045 году Анакопию покинула Алда, бежавшая в Осетию после неудачной попытки сына взойти на трон с помощью Византии. Именно в это время в крепости появилась четырёхэтажная Главная Восточная башня. Материалом для строительства стен послужили известняковые квадраты, которые очень плотно подгонялись друг к другу. У основания толщина стен составляет два метра, в наивысшей точке – 1,6 метра. Наверху была создана смотровая площадка. Это башня четырехугольной формы, в высоту она достигает 16 метров и состоит из четырех этажей. Здесь были окна, бойницы и входная дверь. Башня выполняла роль основного командного пункта, а также являлась последним рубежом на случай падения цитадели. Таким образом, Анакопия и после 40-х годов XI в. долгое время принадлежала византийцам.
Она оставалась одной из баз на побережье. Ее стратегическое положение внушало византийцам мысль ремонтировать укрепления и строить новые крепостные здания. В общей сложности Анакопия находилась в руках византийцев около ста пятидесяти лет. За это время в Византии правили 11 императоров. С натиском турок-сельджуков, внешнеполитическое положение Византии было значительно ослаблено, и она не могла уже удерживать Анакопию. Изгнание византийцев и освобождение Анакопии произошло при сыне Баграте IV, царе Георгии II в 1073 году. В 13-16 веках в Анакопии обосновались генуэзцы, которые построили в крепости 4-этажную дозорную башню, облицованую хорошо подобранными гладкими камнями. Реконструировались старые здания, а оборонительные сооружения совершенствовались дополнительными укреплениями. Черта города стала доходить до самого моря, где была устроена удобная гавань. Весь город обнесли новой оборонительной стеной, проходящей вдоль берега. Эта стена, ныне почти вся разрушенная морским прибоем, являлась четвертой линией обороны Анакопии. Третья линия обороны проходила от воротной башни второй линии по правому берегу р. Мысра (Агца) до берега моря и заканчивалась башней на естественной возвышенности над берегом.
На месте современного Нового Афона находилась колония Генуэзской республики — Никофия. Как известно, в Средние Века в ряде пунктов побережья Абхазии существовали генуэзские торговые фактории. Они были в Гаграх, в Пицунде, в районе Гудауты, в Новом Афоне, в Сухуми. В административном отношении эти абхазские торговые пункты, как и все генуэзские фактории на побережье Черного и Азовского морей, подчинялись городу Каффе (Феодосия). В определенное время Сухум являлся резиденцией протектора всех генуэзских факторий на Кавказском побережье. Генуэзский торговый пункт, расположенный в Новом Афоне, являлся достаточно крупным факторием. Здесь итальянские купцы скупали у местных феодалов лес. Это были такие ценные породы древесины как самшит, красное дерево, каштан, грецкий орех. Они покупали также мед, воск, продукты земледелия и скотоводства, и, особенно, живой "товар" - рабов. Взамен генуэзцы местному населению привозили оружие, предметы быта, роскоши, ремесленного производства. Об известности и значении здесь генуэзского торгового пункта свидетельствуют итальянские карты XIV в. На этих картах в разных формах встречается название Анакопия. Она обозначается как Никофия, Никопсия, Анакуфа и даже Анакопия. В 17-18 веках в Анакопии стоял турецкий гарнизон. Во времена турецкого господства наступила окончательная разруха.
Янычары принялись продавать жителей в рабство, грабить и разорять дома, в итоге обитатели вынуждено покинули территорию укрепления. Уже в XVIII веке Анакопийская цитадель превратилась в развалины, кое-где прикрытые густыми кронами деревьев. Во время русско-турецкой войны в 1877-78 годах Анакопия перешла Российской Империи. После изгнания турок русскими войсками анакопийские земли были переданы православной общине. Тогда и появился Ново-Афонский монастырь, ставший тем "стержнем", вокруг которого возрождалась новая жизнь в Новом Афоне. А старая крепость превратилась в памятник, хранящий древнюю историю этого места. Во время раскопок в районе второй оборонительной линии были обнаружены предметы и объекты, представляющие историческую ценность. Среди них были обнаружены остатки храма зального типа, печь, в которой обжигали известь, одиннадцать погребений, выполненных в соответствии с христианскими обрядами. Несмотря на внушительный возраст, на сегодняшний день сохранились главные стены и сооружения крепости.
17. Неиссякаемый колодец
В Анакопийской крепости есть собственное чудо – неиссякаемый колодец с целебной водой, чем привлекает верующих и туристов. Колодец примыкает к храму Пресвятой Богородицы, он выдолблен непосредственно в скале. О том, как он возник, существует две версии. Согласно первой версии, древние строители прорыли водопровод от Афонской до Иверской гор, через долину под рекой, азатем присыпали его грунтом. Тогда вода попадает в колодец по принципу сообщающихся сосудов. По второй версии, под строениями на вершине горы была вырыта воронка, в которой скапливалась дождевая вода.
Таким образом, при длительных осадах у защитников крепости всегда были пополняемые запасы воды. В XIX веке колодец переделали — теперь влага в нём скапливается за счёт разницы температур и конденсата на каменных стенках. Облагородился и вход — появились типичные для гротов решётки, а сам резервуар оформили аркой в средневековом стиле. Глубина неиссякаемого колодеца 3,9 м, площадь 5×3,5 м, c полезным объёмом 68 м3. При посещении Анакопийской крепости все желающие могут уталить жажду в неиссякаемом источнике.
18. Часовня Иверской Богоматери
Иверская гора в Новом Афоне получила свое название в честь иконы Иверской Богоматери. Она хранилась в небольшом храме на вершине горы, построенном еще в VII веке и позднее разрушенном.
В 1913 году местные монахи возвели новую часовню, для строительства использовались старинные барельефы, найденные при раскопках Анакопийской цитадели.
19. Новоафонская пещера
Достопримечательностью Абхазии является Новоафонская пещера. Это одна из крупнейших пещер в Абхазии, расположена на территории города Новый Афон под склоном Иверской горы. Пещера представляет собой огромную карстовую полость объемом около 1 миллиона кубических метров, находящуюся на глубине 183 м. Входное отверстие естественного колодца "Бездонная яма" находится на высоте 220 метров над уровнем моря. Самая нижняя точка в пещере - "Зеркало озер" находится на высоте 36 метров над уровнем моря, толщина сводов достигает 200 метров. Новоафонская пещера имеет четыре входа, три из которых созданы искусственно. Вход в Новоафонскую пещеру находится у подножия подножия Иверской горы.
Вестибюль украшен мозаичным панно, цветными витражами и чеканкой. Рядом с вестибюлем расположена станция, напоминающая станцию метро, здесь туристы на поезде отправляются в пещеру. Станция богато отделана гранитом и мрамором, на стенах висят цветные панно с сюжетами из сказок. Температура в пещере круглый год +14°. В залах пещеры на высоте 10 метров сооружена пешеходная дорожка длиной 1,4 километра с обзорными площадками. В пещере устроено художественное освещение, все залы озвучены. В Новоафонской пещере насчитываются сотни тысяч кристаллических образований более 100 различных видов, они имеют самые разнообразные формы и расцветку. Новоафонская пещера состоит из 9 залов. В 6 залах проходят экскурсии, их протяженность 1400 метров. Первоначальные названия залов дважды изменялись и в настоящее время носят названия: "Анакопия", "Зал Махаджиров", "Нартаа", "Королитовую галерею", залы "Аюхаа", "Апхярца" и "Апсны". Один зал зарезервирован для научной работы.
20. Экскурсионный маршрут включает залы:
- Зал Анакопия, является одним из самых красивых залов пещеры. Достопримечательностью зала "Анакопия" является озеро "Анатолия". Его площадь 1000 квадратных метров, глубина 26 метров, температура воды составляет 10°. Размеры "Голубого озера" 1250 квадратных метров
- Зал Махаджиров является самым большим залом пещеры. Его длина 260 метров, высота около 50 метров, ширина около 75 метров
- Зал Нартаа, в нем находятся "Безымянное озеро" и грот "Олень"
- "Кораллитовая галерея" включает первоначальный зал "Хризантем", "Гипсовый" грот и галерею "Каменных цветов", является одним из самых красивых залов пещеры
- Зал "Спелеологов", является самым высоким залом пещеры, его высота достигает 97 метров
- Зал имени Гиви Смыра является одним из самых красивых залов пещеры
- Зал "Аюхаа"
- Зал "Апхярца", в нём иногда проводятся музыкальные концерты
- Зал "Апсны"
- Геликтитовый грот является одним из самых красивых залов пещеры, используется в научных целях. В нём находится большое количество натёчно-капельных образований - геликтитов. Рядом находится каменный водопад "Апсны", высота которого 20 м, ширина 6 метров.
21. История открытия Новоафонской пещеры в Абхазии
На склоне Иверской горы находился большой провал, который всегда привлекал внимание местных жителей. Огромный колодец, отвесные стены которого терялись во мраке, получил название "Бездонная яма". Долгое время местные жители обходили это место стороной, не находилось смельчаков спуститься в неизведанное подземелье. В 1961 году местный шестнадцатилетний парень Гиви Смыр при помощи обычной верёвки спустился в карстовый провал, но добраться до дна без специального снаряжения было невозможно.
14 июля 1961 года штурмовая группа под руководством Зураба Тинтилозова вместе Гиви Смыром преодолев каскад колодцев, на глубине 135 метров, впервые проникли в зал "Анакопия". Впоследствии были открыты остальные залы пещеры. В 1975 году Новоафонскую пещеру открыли для посещения туристов.
22. Музей Абхазского царства
Краеведческий музей города, расположен недалеко от главных достопримечательностей: Новоафонского монастыря, водопада и Храма Симона Кананита. Музей был открыт в 2010 году. Площадь музея совсем небольшая и содержит два зала.
Опытные экскурсоводы и историки для гостей и посетителей музея проводят очень интересные и познавательные экскурсии, позволяющие окунуться во времена становления самой Абхазии. В музее расположены палеонтологические и археологические находки. Экспонатами музея являются древние орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, старые фотографии, карты.
23. Драндский собор
Достопримечательностью Нового Афона является Драндский собор. Он расположен в селе Дранда, недалеко от Нового Афона. По мнению историков, именно это строение было построено императором Юстинианом Великим в VI в. Храм имеет 36 окон. Внутри он был украшен фресками Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и ликами святых. До настоящего времени они не сохранились. В храме расположены 2 гробницы, выполненные из мрамора.
В 1883 году монахи основали при храме монастырь, который был хорошо известен в Российской Империи. В 1917 году на его территории был расположен храм Успения Божией Матери. Через несколько десятков лет основные здания храма были разграблены. В настоящее время ведутся восстановительные работы для предания храму прежнего вида. Он открыт для посещения.
24. Псырцхинская или генуэзская башня
Псырцхинская башня расположена на одной из главных улиц Нового Афона. Это единственное строение, которе относится к укреплению береговой линии. Башня была возведена в XI-XII вв., и являлась местом паломничества. В XIX в. здесь возвели отель для богатых гостей. Она знаменита тем, что здесь останавливались Чехов А.П., Паустовский П.Г., Бабель И.Э.
Башня выполнена в виде трапеции, на которой расположены два окна. Кладка, сделанная из известняковых пород, сохранилась до настоящего времени. После проведенной реставрации, строение получило новую кровлю и внутреннее оформление самих стен.
25. Мемориальный музей Боевой славы
Мемориальный музей боевой славы в Новом Афоне открылся 30 сентября 2002 года, в память о погибших в грузино-абхазской войне. Находится белоснежный музей на площади Героев, при въезде в город с запада. В верхней части сооружения устроена звонница, а рядом с музеем посажена аллея памяти. В 1992-1993 годах, в период военных действий, в городе был образован Афонский батальон абхазской армии, а в монастыре размещен госпиталь.
Память о погибших в той войне запечатлена в экспозиции внутри музея, здесь развешаны портреты погибших, хранятся фронтовые фотографии и военные книги. Вход в музей бесплатный. Ежегодно, 30 сентября, на площади перед музеем собираются жители, чтобы почтить погибших.
26. Ущелье "Три котла"
Три котла это удивительные создания природы, которые раскинулись в живописном ущелье в устье горной реки. Такое причудливое название оно получило из-за трех больших углублений в земле, напоминающих котлы. Эти углубления заполнены водой.
Спуститься в ущелье можно по канатным веревкам. Температура воды в природных бассейнах не прогревается даже летом, и имеет нулевую температуру. Прогулявшись по небольшому ущелью, посетители могут искупаться и отдохнуть в одноименном кафе.
27. Дача Сталина "Ласточкино гнездо"в Новом Афоне
У Сталина было 17 дач, 5 из них в Абхазии. На дачах отдыхала вся кремлевская номенклатура. На некоторых из них он даже не бывал, некоторые посетил 1-2 раза. А вот дачу в Новом Афоне он любил. С 1947 по1952 год генсек бывал там ежегодно и жил по месяцу или по два. Сталин, как и большинство людей в возрасте, был болен. К тому же, как и все кавказцы, не любил московский климат. После окончания войны он подал идею о строительстве новых дач в местах, где находились природные целебные источники. Выбрать место для дачи помог верный охранник генерал-лейтенант Н.С.Власик. Он указал на место рядом с монастырем, где стоял дачный павильон Александра III. Сталину место понравилось. В 1946 году Совмин принял решение о строительстве дачи, Сталин сказал Власику: "За год дача должна быть построена, не будет дачи к апрелю – не будет Власика". При строительстве объекта не без помощи Власика "утекли" громадные суммы выделенных бюджетных средств. Все эти махинации были вскрыты уже после смерти Сталина. Но Власика отправили начальником тюрьмы на север ещё в 1952 году. По сути это была ссылка. На строительстве и отделке работало много пленных немцев. Дача получила название "Ласточкино гнездо". Такое название было дано не случайно. Сам склон горы в месте строительства дачи представляет выемку в виде гнезда.
Позднее, в 1958 году, дача была переименована в "Гособъект № 11". "Ласточкино гнездо" - единственная дача, куда была подведена прямая связь с Кремлем. Сталин там не только отдыхал, но и много работал. На территории находится несколько зданий: сама дача, гостевой дом (построен на месте царского павильона), в некотором отдалении – кухня, там же проживала охрана. Во дворе находился фонтан и источник Серебряной воды. С дачи Сталина к железнодорожной станции вел подземный ход, ключи от которого были только у 2 человек и охраны. На горе, над дачей находились два небольших павильона, с которых открывался изумительный вид на море. В павильоне что побольше, Сталин любил пить чай с гостями. Маленький павильон был смотровой площадкой. Когда в павильонах не было гостей, там находились охранники с биноклем и снайперской винтовкой. Территория просматривалась великолепно. Интерьер дома практически не отличается от других подобных дач. Отделка деревом тоже характерная. При отделке дачи была использована древесина местных пород дерева, а также материалы, привезенные в конце войны из Германии. То есть конфискат. Мебель, сантехника, паркет, люстры, бильярдные столы, радиотехника тоже были трофейными. Стекла в окнах и зеркала во всех спальнях были выполнены из хрусталя.
На даче "Ласточкино гнездо" было 3 спальни. Никто и никогда не знал, в какой из них он ляжет спать, а в какой проснется. На других кроватях ночью лежали манекены. Хозяин же часто встречал утро на банкетке в спальне, что рядом с кабинетом. К каждой спальне примыкает ванная комната. На пляж Сталин никогда не ходил, но ванну принимал только в морской воде, которую ему специально закачивали на высоту более 400 метров. Банкетный зал больше напоминает зал для заседаний. Посуда, которой пользовались на даче, была дорогая и эксклюзивная. Заслуживает внимания картина Шишкина "Сибирский пейзаж". Сейчас в банкетном зале висит копия, а раньше был оригинал. Когда кто-то из гостей под влиянием выпитого начинал говорить речи, неугодные Хозяину, тот молча указывал на картину. Это, говорят, быстро отрезвляло.
28. Набережная Нового Афона
Самое многолюдное место в городе, но в свою очередь и самое ухоженное и чистое. С одной стороны набережной высажены пальмы и цветущие кустарники, а с другой стороны находится небольшой забор, отделяющий ее от рыночной инфраструктуры.
По вечерам здесь нередко можно увидеть влюбленные пары, которые прогуливаются по ней.